МОНОПОЛИЯ


МОНОПОЛИЯ
(греч. monos – один poleo - продаю) – ситуация на рынке, когда один хозяйствующий субъект контролирует предложение определенного блага (товара или услуги). Монопольное право может возникнуть естественным путем или установиться при приобретении хозяйств. субъектом господствующего положения по осуществлению какой-либо деятельности. Реальная М. неизбежно содержит нек-рые черты, свойственные конкурентному рынку. Тенденция монополий к угнетению рынка, завышению цен и получению за счет этого монопольной прибыли вынуждает госва разрабатывать антимонопольные законы и мероприятия, создавать спец. антимонопольные ведомства и т.п. (см. Антимонопольное законодательство). С др. стороны, производств. и финансовая мощь многих М. позволяет им играть ведущую роль в научно-технич. прогрессе , снижать издержки, (пользуясь феноменом т.н. эффекта масштаба) и способствовать общему экономич. росту. В ряде стран сохраняется государств. М. (напр., на средства связи, торговлю спиртоводочными изделиями). К М. относится служба патентной защиты. Монополистом по закону является владелец авторских прав. В условиях рыночного хоз-ва монопольное положение может возникать: 1) в случае, когда фирма достаточно велика, чтобы вести эффективное произ-во, тогда как для др. возможных конкурентов такие размеры недостижимы; 2) в результате установления ценовых барьеров для вступления «новичков» в рынок (напр., если издержки М. позволяют без убытка поддерживать столь низкие цены, что для др. они были бы убыточны); 3) при реализации патентных прав на исключительное использование новой технологии; 4) в ряде случаев складывается т.н. локальная М. в результате высоких издержек транспортировки для сторонних фирм, к-рые хотели бы торговать на местном рынке, удаленном от них территориально (см. также Естественная монополия). Способность М. влиять на цену продукта (или услуги) и устанавливать ее выше предельных издержек называется монопольной властью. М. должна рассматриваться в динамике, поскольку ее высокие прибыли могут соблазнить нек-рые новые фирмы вступить в данный рынок и тем самым разрушить ее монопольную власть. Монопольная цена – цена товара или услуги, устанавливаемая фирмой, к-рая является М. на рынке данного товара (услуги). Ее высота зависит от монопольной власти фирмы, от эластичности спроса, а в ряде случаев от ограниченности платежеспособного спроса в экономике в целом. Напр., если эластичность спроса на товар данной фирмы невелика, накидка к предельным издержкам будет большой (фирма обладает значительной монопольной властью); если же эластичность велика, накидка будет минимальной. Показатель монопольной власти, предложенный экономистом А. Лернером («Коэффициент Лернера»), исходит из того, что измерителем монопольной власти является величина, на которую цена, максимизирующая прибыль, превышает предельные издержки. Этот коэффициент имеет численное значение от нуля до единицы. Чем он больше, тем больше монопольная влaсть данной фирмы в своем секторе рынка. Однако надо учесть, что сама по себе монопoльная власть не гарантирует высокие прибыли, поскольку прибыль зависит от отношения ср. издержек к цене. Фирма А может обладать большей монопольной властью, чем фирма Б, но получать меньшую прибыль, если у нее существенно выше ср. издержки

Финансово-кредитный энциклопедический словарь. — М.: Финансы и статистика. . 2002.

Синонимы: